ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

В соответствии с различными понятиями функции в гармонии (точнее, вследствие многозначности второго, более общего понятия функции) оказываются различными группы музыкально-смысловых связей, обрисовывающие разные типы гармонических функций. Слово «гармонические» применяется также в наиболее общем, широком значении (без ограничения системой классической гармонии), по существу близком к понятию «ладовой» функции в русской терми­нологической традиции (где «лад» трактуется как обобщающая ка­тегория по отношению ко всем видам высотных систем, от древних, восточных, народных монодических ладов до сложных и многооб­разных высотных структур XX в.).

Гармонические функции как смысловые значения тонов не мо­гут не эволюционировать вместе с историческим прогрессом самих высотных структур, отношения ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ между элементами которых они обо­значают. Всякая высотная система состоит из элементов — звуков и звуковых групп. Естественно, смысловое значение получают все эти элементы во всех системах.

Для классификации гармонических элементов (и соответственно их функций) существенно фактурное различие двух основных типов звуковых структур — одноголосных (монодических) и многоголос­ных (аккордо-гармонических). Элементы системы возможно также разделить на простые и составные. Простые — отдельные звуки («монады»); интервалы, двузвучия («диады»); трезвучия («триады»); прочие аккорды, созвучия как единицы системы. Составные — раз­ного рода объединения простых: «микролады» в составе монодиче­ского лада (имеется в виду роль, например, тетрахордов, трихордов, прочих полихордов в пределах более объемных ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ структур), опреде­ленные аккордовые последования-формулы, субсистемы в составе системы (например, опорный аккорд с прилегающими неаккордовы­ми звуками или созвучиями в многоголосных ладах).

Дальнейшие предпосылки типологии функций заключаются в особых условиях связи между элементами в конкретных системах либо в особом характере материала, используемого в них.

Отсюда систематика основных типов гармонической функцио­нальности.

I. Модальные функции (в древней монодии — восточной, грего­рианской, древнерусской; часто также в фольклоре различных наро­дов) различных видов (включая элементарные формы линеарных устоев и неустоев).

II. Функции тонально-гармонической системы.

1. Тональные функции (в европейской музыке XVII-XIX вв., и в близких явлениях более ранних эпох ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, и в XX в.), основные и мест­ные, или переменные (особая разновидность побочных функций).

2. Линеарные функции (распространение на аккордику некото­рых функций монодической линеарности).

3. Колористические (фонические) функции (различные взаимо­отношения красочных свойств гармонии); далее, в XX в. — сонор­ные функции (см. прочие системные функции, группа III).

III. Прочие системные функции (например, аккордо-гармониче­ские функции в модальной системе XV-XVI вв., в частности при квазиаккордовой технике contrapunctus simplex; в музыке XX в. при технике развивающей вариации, при новомодальной технике симмет­ричных ладов, в додекафонной гармонии, в сонорной гармонии и др.).


documentaprqjsb.html
documentaprqrcj.html
documentaprqymr.html
documentaprrfwz.html
documentaprrnhh.html
Документ ТИПОЛОГИЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ